Основы религиозных культур и светской этики (сокращённо ОРКСЭ) — обязательный учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в федеральный компонент учебного плана школы. Введение данного предмета не только усиливает нравственное воспитание детей в школе, но и имеет большое педагогическое значение для семейного воспитания. Каждый из модулей нового предмета раскрывает с учётом младшего подросткового возраста (именно в этом возрасте закладываются основы нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественное мировоззрение) исторические, культурологические, нравственные основы одной из духовных традиций.
Особенностью данного курса является его вариативность: предмет включает 6 модулей, в соответствии с заранее сделанным родительским выбором школьники обучаются по одному из них:
- «Основы православной культуры»
- «Основы исламской культуры»
- «Основы буддийской культуры»
- «Основы иудейской культуры»
- «Основы мировых религиозных культур»
- «Основы светской этики»
Выбор — индивидуален и каждый имеет право на любой модуль.
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
— знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
— развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
— развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.