Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа

 «Академический лицей»

Конкурс
Новый сезон Всероссийского конкурса «Большая перемена»
Анкетирование по вопросам использования мобильных телефонов
Навигатор дополнительного образования детей

В чем миссия литературы?

       В правде жизни, которая непостижима для неопытного, мало пожившего человека. Погружаясь в книгу, читатель получает возможность, какую не дает ему реальность: в одной жизни пережить множество других жизней, попробовать себя в разных обстоятельствах, испытать неиспытанные еще состояния любви и ненависти, милосердия и искушения, победы и поражения и тем самым получить опосредованный жизненный опыт, чужую жизнь сделать своей.

       Интересно высказался о возможностях литературы Олег Павлов, писатель, удостоенный премии Букера. Он рассказал, как после прочтения подряд нескольких выдающихся произведений отечественной и мировой литературы у него сложилось ощущение: «Вот мир подлинный, достоверный, литература его для меня создала. Но я пока живу в мире очень маленьком, как в клетке, и непонятно, где выход в этот большой мир. А я хочу в него войти».

      В подлинный, достоверный мир хочет войти и каждый мыслящий подросток, особенно современный, живущий в пространстве агрессивной, разрушительной культуры и не устоявшихся социальных отношений. Он, как и всякий растущий человек, ищет ответа на вековечные вопросы: как быть счастливым, как найти свое место в мире, как отличить правду от лжи, добро от зла, в чем смысл человеческой жизни. Художественная литература, написанная рукой таланта, какую бы тему ни поднимала, всегда касается этих и подобных им вопросов. Однако в большинстве случаев школьники, лишенные направляющей руки взрослых, ищут ответы где угодно, но только не в литературе, не осознавая, что в ней-то они как раз более всего нуждаются.

И потому часто оказываются в состоянии опустошения, обособленности, душевного хаоса.

Стало ясно: если сегодня не помочь литературе коснуться ума и сердца тех, кто сидит за партой, не дать им толчка для самопознания, не открыть «подлинной и достоверной» жизни, не научить быть Человеком на опыте человечества, мы будем бояться завтрашнего дня.

       Литература предупреждает читателя о последствиях выбора того или иного способа жизни, тех или иных ценностных установок, поступков и их мотивов. В определенном смысле под рубрику «Как жить» подпадает вся художественная литература, написанная талантливыми писателями-гуманистами. Но художественная литература, как известно, учит жить не назиданиями и сентенциями. Она вовлекает читателя в жизненные ситуации и во взаимоотношения людей, предоставляя ему самому разобраться, что его радует и что огорчает, что заставляет волноваться и что негодовать, что следует беречь и что подлежит отрицанию. Здесь в борении чувств и мыслей и происходит установка на определенный тип человеческих отношений, выработка черт личности, обогащение духовным опытом человечества, сконцентрированным в литературе. Так, внешние по отношению к читателю социальные нормы превращаются во внутренние регуляторы поведения, закрепляются в эмоциональной памяти и действуют как безусловный рефлекс.

       Выдающиеся педагоги прошлого считали литературу великим учебником жизни, учебником более мощным по сравнению с любыми другими рациональными и дидактическими методами. На ее материале, с учетом природы этого вида искусства, с проекцией на современность, они вырабатывали в детях стремление к правде, добру, веру в прогресс, в нравственное совершенствование, желание служить высшим целям. Они развивали у читателей способность соизмерять свой внутренний мир с духовным миром персонажей, черпать у них жизнестойкость, находить в них поддержку в решении своих проблем.

      Эта задача в наши дни осложнилась в связи с засильем массовой литературы, навязывающей детям ложные ценности, уводящие от реальности и социальных задач в мир монстров и мутантов, размывающей понятия добра и зла, заставляющей ребенка верить не в свои силы, а в волшебство. Разрушительный потенциал этих произведений явно противоречит созидательной направленности классической литературы, сбивает читателя с толку, отравляет вкус, заставляет облегченно смотреть на жизнь, вносит в сознание детей сумятицу представлений.

       Таким образом, мы видим, как важно, чтобы дети читали и любили чтение; что, читая художественную литературу, дети под руководством педагога учатся разбираться в людях, вдумываться в их взаимоотношения, отличать существенное от второстепенного, устанавливать связи между психологией и поведением персонажа и окружающей действительностью. Чем глубже и интенсивнее проходит этот процесс, тем сильнее книга оказывает свое обогащающее влияние на читателя.

«Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» С.Лупан